Приветствую Вас Гость |      Пятница, 29.03.2024, 09:11  RSS  Главная    Мой профиль     Выход                 W W W. 123.AT.UA  

СОЦ. ГРУППА ВИКИПЕДИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ВИКИПЕДИЯ

 

Социа́льная гру́ппа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами

Содержание

История

Первое письменное появление французского слова groupe, от которого, позже произошли его английский и немецкий эквиваленты, датируется 1668 г. Благодаря Мольеру, год спустя, это слово проникает в литературную речь, пока еще сохранив техническую окраску[1]. Широкое проникновение термина «группа» в самые разные области знания, его поистине общеупотребительный характер создают видимость его «прозрачности», то есть понятности и общедоступности. Оно чаще всего употребляется применительно к некоторым человеческим общностям как совокупностям людей, объединенным по ряду признаков некой духовной субстанцией (интересом, целью, осознанием своей общности и т. п.). Между тем социологическая категория «социальная группа» является одной из самых трудных для понимания в силу значительного расхождения с обыденными представлениями. Социальная группа — это не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди. «Мы не можем отождествлять агентов, объективирующих позицию, с самой позицией, даже если совокупность этих агентов является практической группой, мобилизованной для единых действий ради общего интереса»[2].

Слово «группа» попало в русский язык в начале XIX в. из итальянского (ит. groppo, или gruppo — узел) как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию[3]. Именно так объясняет его словарь иностранных слов начала XIX в., где среди прочих заморских «диковин» содержится и слово «группа» как ансамбль, композиция «фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает»[4].

Признаки

  1. наличие внутренней организации;
  2. общая (групповая) цель деятельности;
  3. групповые формы социального контроля;
  4. образцы (модели) групповой деятельности;
  5. интенсивные групповые взаимодействия;
  6. чувство групповой принадлежности или членства;
  7. ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности или соучастие;
  8. ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.

Содержание понятия "социальная группа" включает в себя ряд моментов, которые выступают критериями отличия социальных групп от практических, номинальных, "групп на бумаге" и групп вообще. Такими свойствами являются:

  • социальная интеракция — активное коммуникативное взаимодействие, как внутригрупповое, так и межгрупповое;
  • стигматизация — «наклеивание ярлыков», по которым распознается членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (узнаваемый образ в массовом сознании по характерным признакам);
  • сигнификация — коммуникация между членами группы осуществляется с помощью особых знаковых систем, «кодов» (сленг,общие названия, одежда,внешняя символика, особые ритуалы, манеры и т.д.);
  • хабитуализация — то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе (стиль жизни данной группы, коллективные привычки, повседневные обыкновения);
  • идентификация — отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы — другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе—выходе», а также через механизм социального контроля (цензы, коды, символы, кодексы и т.д.);

Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.

  • коллективная субъектность — социальная группа выступает как коллективный субъект социального действия (социальной активности), результатом которого являются социальные изменения и построение системы многоуровневых социальных связей и отношений с другими субъектами (социальными группами, организациями, общностями, институтами).

Коллективный субъект, согласно концепции, предложенной А. В. Петровским[5], сам выступает как иерархически организованная, многоуровневая система активности, или социальная позиция, состоящая из различных по степени опосредованности процессом совместной деятельности элементов (позиций). В качестве ведущего фактора становления и развития всех форм внутригрупповой активности выделяется социально значимая совместная деятельность[6].

Виды групп

По величине группы и способу взаимодействия её членов выделяются большие и малые группы, а также контактные (первичные)и дистанционные (вторичные).

В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно её интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К многообразным малым группам относятся такие группы как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом. Конкретного количества членов нет - основным критерием является наличие реальных контактов и эмоциональных связей между членами группы.

Одна из самых ранних и известных классификаций малых групп на первичные и вторичные была дана американским социологом Ч. Х. Кули, где он проводил различие между ними. "Первичная (базовая) группа" относится к тем личным отношениям, которые являются прямыми, лицом к лицу, относительно постоянными, и глубокими, такие, как отношения в семье, группе близких друзей и тому подобное. "Вторичные группы" (словосочетание, которое Кули на самом деле не использовал, но которые появились позже) относятся ко всем другим лицом-к-лицу отношениям, но особенно к таким группам или ассоциациям, как производственным, в которой человек относится к другим через формальные, часто юридические или договорные отношения[7]. Общественные группы - это дружеские общения. Групп, объединяющих людей, множество, у каждой есть общее дело и общая цель.

Малые группы классифицируют по следующим критериям. По способу образования выделяют стихийно возникшие — не официальные, специально организованные — официальные, реальные и условные. По характеру совместной деятельности бывают практические (совместная трудовая деятельность), гностические (совместная исследовательская деятельность), эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей), гедонические (досуговые, развлекательно-игровые), непосредственно коммуникативные, идеологические, общественно-политические группы. По критерию личностной значимостивыделяют референтные и элитарные группы. По критерию социальной значимости встречаются социально положительные группы, асоциальные — социально деструктивные, антисоциальные — криминальные, преступные группы[8].

Структура социальных групп

Структура группы — способ взаимосвязи, взаиморасположения её составных частей, элементов группы (осуществляется через групповые интересы, групповые нормы и ценности), образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений.

Действующая большая группа имеет свою внутреннюю структуру: "ядро" (а в некоторых случаях — ядра) и "периферию" с постепенным ослаблением по мере удаления от ядра сущностных свойств, по которым идентифицируют себя индивиды и номинируется данная группа, то есть по которым она отделяется от других групп, выделяемых по определенному критерию.

Конкретные индивиды могут и обладать всеми сущностными чертами субъектов данной общности, они постоянно переходят в своем статусном комплексе (репертуаре ролей) с одной позиции на другую. Ядро же любой группы относительно устойчиво, оно состоит из носителей этих сущностных черт — профессионалов символического представительства.

Другими словами, ядро группы — это совокупность типических индивидов, наиболее постоянно сочетающих присущие ей характер деятельности, структуру потребностей, нормы, установки и мотивации, отождествляемые людьми с данной социальной группой. То есть занимающие позицию агенты должны сложиться в качестве социальной организации, социальной общности, или социального корпуса, обладающего идентичностью (признанными представлениями о себе) и мобилизованного вокруг общего интереса.

Поэтому ядро — концентрированный выразитель всех социальных свойств группы, определяющих её качественное отличие от всех иных. Нет такого ядра — нет и самой группы. В то же время состав индивидов, входящих в «хвост» группы, непрерывно меняется вследствие того, что каждый индивид занимает множество социальных позиций и может переходить с одной позиции на другую ситуативно, из-за демографического движения (возраст, смерть, болезнь и т. п.) или как результат социальной мобильности.

Реальная группа имеет не только свою структуру или конструкцию, но и свою композицию (а также декомпозицию).

Композиция (лат. compositio – составление) – организация социального пространства и его восприятия (социальной перцепции). Композиция группы – это сочетание её элементов, образующих гармоническое единство, которое обеспечивает целостность образа её восприятия (социального гештальта) как социальной группы. Композицию группы обычно определяют через индикаторы социального статуса.

Декомпозиция — противоположная операция или процесс разделения композиции на элементы, части, показатели. Декомпозиция социальной группы осуществляется путём проекции на различные социальные поля и позиции. Нередко композицию (декомпозицию) группы отождествляют с набором демографических и профессиональных её параметров, что не совсем верно. Здесь важны не сами по себе параметры, а в той степени, в какой они характеризуют статусно-ролевую позицию группы и выступают в качестве социальных фильтров, позволяющих ей осуществлять социальное дистанцирование, чтобы не слиться, не быть "размытой" или поглощенной другими позициями.

Что касается членства в группе конкретного индивида как элемента композиции, то действительно он сталкивается с окружающим миром, который окружает его и позиционирует его как члена группы, т.е. его индивидуальность в этой ситуации становится «несущественной», в нем как в личности, как члене группы, видят прежде всего целую группу.

Функции социальных групп

Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

  • Социализации: только в группе человек может обеспечить своё выживание и воспитание подрастающих поколений;
  • Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;
  • Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;
  • Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.

Социальные группы в настоящее время

Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего слоя (среднего класса)[9].
По прогнозной оценке С. Лэша и Джона Урри ( Lash S., Urry J. ) общество обнаруживает и дальше все больше будет обнаруживать определенное движение от "организованного", регулируемого государством к его "дезорганизованной" форме, характеризующейся культурной фрагментацией, большей свободой и меньшей регуляцией. Групповая структуризация характеризуется "радикальным плюрализмом" в упорядоченности внутригрупповых структур, а также нестабильностью и неустойчивостью субординационных взаимосвязей между ними при сохранении согласованности основных компонентов системы групповой активности и поддержании баланса интересов[10]. Так, Ульрих Бек отмечает влияние на развитие групповой идентификации процесса индивидуализации, в ходе которого человек утрачивает все традиционные связи – с семьей, знакомыми, друзьями, с социальным классом. Индивиды становятся все более самостоятельными в осуществлении выбора, формировании собственной идентичности и групповой идентификации[11]. У. Бек полностью поддерживает идеи постструктурализма о неодетерминизме и нелинейном развитии, отмечая, что тот, кто «всё ещё находится в плену мифа о линейности и разделяет тезис о культурной конвергенции как непосредственном следствии экономической унификации, – попросту невежественный человек»[12]. Сетевая инфраструктура, двигаясь в направлении интегрированной глобальной сложности в режиме реального времени, оказывает значительное влияние на все социальные связи и отношения, перенастраивая их каждый раз.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Перейти↑ Донцов А. И. Группа: психология и этимология // Вопросы психологии. — 1983. — № 4. — С. 133.
  2. Перейти↑ Качанов Ю. Л., Шматко Н. А. Проблема реальности в социологии: как возможна социальная группа? // Социологические исследования. — 1996. — № 12. — С. 90-105
  3. Перейти↑ Классический пример — скульптурная композиция «Лаокоон» родосских мастеров Агесандра, Атенодора и Полидора (ок. 50 г до н. э.)
  4. Перейти↑ Цит. по: Донцов А. И. Группа: психология и этимология // Вопросы психологии. — 1983. — № 4. — С. 134.
  5. Перейти↑ См. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996
  6. Перейти↑ См. Платонов Ю.П.Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение): Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. С.318.
  7. Перейти↑ Social group // Encyclopaedia Britannica.
  8. Перейти↑ Малая социальная группа, её понятие и признаки
  9. Перейти↑ Раздел V. Социальные процессы. Глава 3. Социальная мобильность. // Фролов С. С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. — М.: Наука, 1994.
  10. Перейти↑ Lash, S. and J. Urry Economies of Signs and Space. London: Sage Publications. 1994.
  11. Перейти↑ Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс–Традиция, 2000. – С. 14.
  12. Перейти↑ Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс-Традиция, 2001. – С. 213.

Литература

на русском языке
на других языках
  • Classic contributions to social psychology / Ed. T. P. Hollander, P. G. Hunt. N. Y.; L., 1972;
  • Stogdill R. Handbook of leadership. 2nd ed. N. Y.; L., 1981;
  • Homans G. The human group. New Brunswick, 1992;

⚙️ 

  Словари и энциклопедии

Большая российская · Britannica (онлайн)

Нормативный контроль

GND4022378-4 · NDL00571895

Категории

 


SPartnerom.ucoz.RU -  
   каталог - более 1000 вариантов заработать деньги !  
   !!! Ставь сайт в закладки !!!