ПЕДАГОГИКА ВИКИПЕДИЯ
Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική — искусство воспитания; от παῖς – ребёнок → παιδος – подросток + ἄγω – веду) — наука о воспитании и обучении человека[1],прежде всего в детско-юношеском возрасте.
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обученияи образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Содержание
- 1 Историческая справка
- 2 Другие определения
- 3 Педагогика в ряду других наук о воспитании и обучении
- 4 Задачи научной педагогики
- 5 См. также
- 6 Примечания
- 7 Литература
- 8 Ссылки
1 Историческая справка
Слово «педагогика» происходит от др.-греч. παιδαγωγική, что означает буквально «детовождение, детоведение».
В Древней Греции педагог — раб (часто — неспособный к физическому труду), наблюдающий за ребёнком (παιδος – подросток, мальчик), отвечающий за посещение им школы. Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами[2][3] чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.
2 Другие определения
Педагогика (трактовки разных авторов):
- наука о специально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения, передачи социального опыта от педагога к ученику[4];
- наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности[5];
- наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев);
- наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович);
- наука об образовании человека, то есть о развитии его жизненного опыта (Новиков, Александр Михайлович, Основания педагогики);
- наука и одновременно отрасль человековедения, то есть отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е. С. Рапацевич);
- наука о воспитании человека (Г. М. Афонина, И. П. Подласый);
- особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П. И. Пидкасистый);
- наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум);
- теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов);
- наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев);
- осмысление воспитания (С. И. Гессен);
- воспитание, то есть та сторона образования, которая связана с присвоением человеком ценностей, ценностного отношения к жизни. (Н. Д. Никандров, С. Н. Гавров) [6];
- искусство превращения человека в Человека, знания и умения, необходимые для развития в человеке заложенных в нём от природы возможностей и сил. Помогая стать Человеком другому человеку, воспитатель и сам становится Человеком. (В. И. Слуцкий).
3 Педагогика в ряду других наук о воспитании и обучении
Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б. М. Бим-Бад).
Педагогика — единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В. В. Краевский, А. В. Хуторской).
Педагогика — одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание: как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность — существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений педагогики — неформальное образование.
Методология педагогики — система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.
4 Задачи научной педагогики
Научная педагогика по проф. В. В. Кумарину [7] ставит перед собой следующие задачи:
- Воспитание человека, т.е. выработку в нём устойчивых привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т. д. Цель воспитания — не только знание о том, что такое честность, но именно устойчивая привычка быть честным. Эта задача является первоочередной и ей целесообразно отдавать предпочтение — ещё Ушинский К. Д. писал о том, что при дурном воспитании дополнительные знания сделают такого человека только более опасным для общества (и приводил в качестве примера Чичикова).
- Выявление состава и величины природных (т. е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека, в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.
- Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.
- Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.
5 См. также
- Андрагогика
- Артпедагогика
- Вожатый
- Дидактика
- Кинообразование
- Медиаобразование
- Образование
- Образовательные технологии
- Обучение
- Пайдейя
- Педагогическое тестирование
- Психология образования
- Репетитор
- Учение через обучение
- Учитель
- Христианская педагогика
- Педоцентризм
- Педагогика (журнал)
- Педагогическое общение
- Гуманистическая педагогика
- Мастер-класс
8 Ссылки
Педагогика в Викисловаре | |
Педагогика в Викицитатнике | |
Педагогика в Викитеке | |
Педагогика на Викискладе | |
Педагогика в Викиновостях |
- Онищенко Э. В. «Круглый стол» «Современная педагогика: иллюзии и реалии» // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 181-185.
- Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. Критический взгляд на современную педагогику.
- Данные базы Научной электронной библиотеки (РИНЦ) по числу цитирований ученых Российской Федерации по разделу «Народное образование. Педагогика» (всего по данному разделу в базе данных Российского индекса цитирования - РИНЦ зарегистрировано 11 тысяч российских ученых в области педагогических наук) по состоянию на 6.05.2013