Приветствую Вас Гость |      Суббота, 27.04.2024, 03:10  RSS  Главная    Мой профиль     Выход                 W W W. 123.AT.UA  

ПЕДАГОГИКА ВИКИПЕДИЯ

 

Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική — искусство воспитания; от παῖς – ребёнок → παιδος – подросток + ἄγω – веду) — наука о воспитании и обучении человека[1],прежде всего в детско-юношеском возрасте.

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обученияи образованияОбъект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Объек­том педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целена­правленной деятельности общества. Эти явления получили назва­ние образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Содержание

1 Историческая справка

 Ф. Бэкон

Слово «педагогика» происходит от др.-греч. παιδαγωγική, что означает буквально «детовождение, детоведение».

В Древней Греции педагог — раб (часто — неспособный к физическому труду), наблюдающий за ребёнком (παιδος – подросток, мальчик), отвечающий за посещение им школы. Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческойдревневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами[2][3] чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

2 Другие определения

Педагогика (трактовки разных авторов):

  • наука о специально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения, передачи социального опыта от педагога к ученику[4];
  • наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности[5];
  • наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев);
  • наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович);
  • наука об образовании человека, то есть о развитии его жизненного опыта (Новиков, Александр МихайловичОснования педагогики);
  • наука и одновременно отрасль человековедения, то есть отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е. С. Рапацевич);
  • наука о воспитании человека (Г. М. Афонина, И. П. Подласый);
  • особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П. И. Пидкасистый);
  • наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум);
  • теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов);
  • наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев);
  • осмысление воспитания (С. И. Гессен);
  • воспитание, то есть та сторона образования, которая связана с присвоением человеком ценностей, ценностного отношения к жизни. (Н. Д. НикандровС. Н. Гавров)  [6];
  • искусство превращения человека в Человека, знания и умения, необходимые для развития в человеке заложенных в нём от природы возможностей и сил. Помогая стать Человеком другому человеку, воспитатель и сам становится Человеком. (В. И. Слуцкий).

3 Педагогика в ряду других наук о воспитании и обучении

Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б. М. Бим-Бад).

Педагогика — единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В. В. КраевскийА. В. Хуторской).

Педагогика — одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание: как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность — существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений педагогики — неформальное образование.

Методология педагогики — система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

4 Задачи научной педагогики

Научная педагогика по проф. В. В. Кумарину  [7] ставит перед собой следующие задачи:

  1. Воспитание человека, т.е. выработку в нём устойчивых привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т. д. Цель воспитания — не только знание о том, что такое честность, но именно устойчивая привычка быть честным. Эта задача является первоочередной и ей целесообразно отдавать предпочтение — ещё Ушинский К. Д. писал о том, что при дурном воспитании дополнительные знания сделают такого человека только более опасным для общества (и приводил в качестве примера Чичикова).
  2. Выявление состава и величины природных (т. е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека, в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.
  3. Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.
  4. Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.

5 См. также


6 Примечания

7 Литература


8 Ссылки

wikt: Педагогика в Викисловаре
q: Педагогика в Викицитатнике
s: Педагогика в Викитеке
commons: Педагогика на Викискладе
n: Педагогика в Викиновостях

Категория

 


SPartnerom.ucoz.RU -  
   каталог - более 1000 вариантов заработать деньги !  
   !!! Ставь сайт в закладки !!!